Цель представляемых рекомендаций заключается в профилактике детских заболеваний и снижении эмоционального дискомфорта в период адаптации ребенка. В каком бы возрасте ребенок не поступал в образовательное учреждение, необходимо помнить, что сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям возможна только на основе подготовленности к ним. Успешность этого процесса будет зависеть от учета его психофизиологических особенностей, характера связей со взрослыми и сверстниками.
Необходимо тренировать систему адаптационных механизмов, приучать ребенка к изменяющимся условиям социальной среды.
Следует устранять анамнестические факторы риска, связанные с социальной средой на основе заключения участкового врача о типе адаптации ребенка, создать схожий режим дома (режимные моменты, максимально приближенные условия, температурный режим и т.д.), как можно раньше провести профилактические, оздоровительные, корригирующие мероприятия, рекомендованные врачом. Необходимо повысить роль закаливающих мероприятий, оптимизировать резистентные способности организма ребенка, расширять культурно-гигиенические навыки, формировать навыки самообслуживания, предупреждать вредные, тупиковые привычки. Очень важно способствовать умению взаимодействовать со сверстниками, взрослыми (первоначально в малых группах, кратковременные кон¬такты в игровой форме), уделять ребенку повышенное внимание, «потакать» капризам, проводить с ним больше свободного времени, насытить взаимодействие содержательной деятельностью и общением, избегать дополнительной нагрузки, создать все необходимые условия для отдыха ребенка дома.
В соответствии с выделенными механизмами исследователи в рамках социальной дезадаптации предлагают 4-звеньевую систему ее профилактики и коррекции: